В пустыне он не на кого не обзывался.
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола (Лк. 4, 1—2).
Диаволу: "Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши". (Мф)
Петру: Иди за Мною, сатано, соблазн Ми еси: яко не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая (Мф)
В первом случае Иисус обращается к диаволу как к сатане, поскольку диавол предлагает Иисусу действовать против Божественного Провидения (предлагает безграничную земную власть и богатство, вместо страданий на кресте, а по сути предлагает смерть, вместо вечной жизни.).
Во втором случае Иисус в первой части Своей фразы (иди за Мною, сатано) также обращается к диаволу, который внушил Петру сказать слова против (поэтому и сатана) Божественного Провидения. Именно к диаволу, а не к Петру, поскольку диавол входя в человека, меняет его личность, и это не Петр уже говорит, а диавол. Следующая часть фразы обращена к Петру: "яко не мыслиши..."). Т.е. Иисус вразумляет Петра этой частью фразы
Одержимость диаволом может быть постоянной, а может быть временной. Это как шизофрения: есть шизоидные проявления (бредовые интерпретации, например) с временным нарушением когерентности работы мозга, а есть заболевание ШИЗОФРЕНИЯ, которая характеризуется постоянными нарушениями работы мозга.
К великому сожалению, все люди подвержены одержимостью диаволом (в той, или иной степени). Даже святые (искушение св. Антония вспомним, например, -у Босха это лихо показано)
P.S.:
В старославянском тексте написано "иди за Мною, сатано" (в отличие от современного, -"отойди от Меня сатана"). Старославянский текст более полно передает смысл речи Иисуса: Иисус говорит диаволу "Иди позади Меня", т.е. "Не препятствуй Мне"и одновременно "Иди со Мной", т.е. покорись Богу.
Отредактировано hessi-ra (Вторник, 14 июля, 2009г. 21:41:23)