Песнь о каменщиках вольных
Выставка «Музыка и масоны» открывается для публики 13 марта в Шереметевском дворце, не один хозяин которого был связан с братством. Накануне ее куратор кандидат искусствоведения старший научный сотрудник экспозиционного отдела Музея театрального и музыкального искусства Елена ГРУМАД любезно ответила на вопросы нашего обозревателя Ольги ШЕРВУД
Ольга ШЕРВУД
– Познавательный проект анонсируется как межмузейный...
«Посвящение в ложу». Франция, начало XIX века. Гравюра из книги Ф.-Т. Клавеля «Иллюстрированная история масонства».– Да, большое содействие нам оказали Государственный Эрмитаж, Музей истории религии, Российская Национальная библиотека, Российский институт истории искусств, Театральная библиотека, музей Благотворительного фонда Джона Пола Джонса, музей-усадьба Кусково.
– Как возникла сама идея?
– Занимаясь как профессиональный музыкант творчеством Гайдна, Моцарта, Бетховена и других прославленных композиторов, я обратила внимание на то, что все они были масонами. Помимо названных это Христиан Бах (сын Себастьяна Баха), Мегюль, Гретри, Керубини, Огиньский, Лист, Дебюсси, Сибелиус... Огромен и список исполнителей – Крейцер, Шпор, Паганини. Многие писали музыку специально для заседаний лож, как и такую, где отразились масонская идеология или обрядность.
Зачем им, особенно гениям, было нужно масонство? Ведь вполне могли утешиться своим искусством, творчеством... Оказалось, многие крупные музыканты искренне верили в масонские идеалы. Они прекрасно известны по лозунгам Великой французской революции: свобода, равенство и братство.
Масонство, зародившееся как связь между собой членов средневековых строительных гильдий и братств – буквально, вольных каменщиков, – со временем преодолело чистый прагматизм и стало нравственно-философским учением, движением духовным. Выработалась система ценностей; люди проповедовали братство, взаимопомощь, религиозную терпимость. И вот, например, в опере Джакомо Мейербера «Гугеноты» звучит мысль о том, что из-за религиозного фанатизма гибнут невинные люди. Так представлена масонская идея равенства всех религий; при исполнении ритуалов «присутствовали» и Библия, и Коран, и Тора. А сам Мейербер имел тридцать третью степень посвящения Древнего и Принятого Шотландского обряда, это большая редкость...
Документы свидетельствуют: музыкантов привлекали в масонство именно благородные идеалы. Еще – желание чистой дружбы. Не секрет, что артисты часто завидуют чужому успеху, а в ложе все равны. Безусловно, отдушиной была возможность общаться с равными, чувствовать себя свободно и комфортно.
– А некая секретность, подпольность?
– Не так все было подпольно, как мы сейчас себе представляем. Моцарт в «Волшебной флейте» воспроизводит масонские обряды посвящения – испытание молчанием, огнем, водой... Какая уж тут тайна? В конце XVIII – начале XIX века каждый светский человек масон; это норма жизни. Да и нынешние ложи открыты, вся информация есть в Интернете.
– Как устроена выставка?
– Первый раздел – рассказ о музыке в масонской ложе: какие произведения звучали при разных ритуалах – посвящения, возведения в степень мастера, похоронном. Второй представляет музыкантов-масонов, причем тех, чье творчество имеет большое художественно-историческое значение. Наконец, в третьем «прозвучит» музыка, созданная под влиянием идеологии масонства: упомянутая опера Моцарта, Девятая симфония Бетховена, музыка для обрядов Сибелиуса.
– Что увидит посетитель?
– Уникальные экспонаты, многие выставляются впервые. Альбом гравюр с изображением масонских обрядов – издан в Лейпциге в 1745 году. Гравюры, на которых момент музицирования, и сами инструменты. Флейта была одним из инструментов символических. Ее изображение есть, например, на знаке виленской ложи «Доброго Пастыря», она существовала в Литве в конце XVIII – начале XIX века: факел – символ света, знания, к которому стремятся масоны, скрещен с флейтой.
Рукописи. Книги. Дипломы, грамоты. Ритуальные предметы. Костюмы. Знаки лож, медали, жетоны из Эрмитажа. Конечно, портреты наших героев... Мой любимый экспонат – нотный сборник из РНБ: гимны и песнопения ложи «Соединенных друзей». Там произведения Буальдье и Кавоса – известных композиторов, работавших в Петербурге.
Из музея-усадьбы Кусково коллекция ритуальной посуды – фарфоровая, очень нарядная. Красивые костюмы из Музея истории религии: запоны – фартуки масонские, белые перчатки, в которых они ходили, что символизировало чистоту дел и помыслов.
– Все же есть в ритуалах и символах что-то детское...
– Да, игра немножко. Театральный элемент в масонском обряде силен, что нам особенно интересно... Посетитель выставки сможет сесть к компьютеру и не только узнать много интересного, но и послушать масонскую музыку и увидеть фрагменты постановок нашего времени, где тема присутствует в оформлении костюмов, декораций, жестах и позах исполнителей. Среди таких спектаклей – все та же «Волшебная флейта» в «Метрополитен-опера», оперы Рамо «Зороастр» и «Бореады» в постановке Дроттнингхольмского фестиваля и в Парижской национальной опере.
– Российские музыканты представлены?
– Да. Например, Василий Алексеевич Пашкевич, один из создателей русской оперы. Осип Козловский, автор сюиты на коронацию Павла I, где использованы темы из «Волшебной флейты». Михаил Юрьевич Виельгорский, друг и покровитель Глинки, он был Великим Мастером Великой Ложи России, то есть главным масоном российским вплоть до запрещения масонства в 1822 году Александром I.
– Вы сами пробовали играть масонскую музыку?
– Конечно. Кстати, на вернисаже прозвучат масонские песнопения Моцарта, гимн Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе...», музыка для обрядов Яна Сибелиуса в исполнении члена Великой Ложи Финляндии брата-мастера Кимо Хелгрен и Владимира Огнева.
http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id … V_Articles