Дорогие все,
Во-первых, поздравляю новых сестер с инициацией, так же, как поздравляю всх нас с тем, что женская ветвь масонства в России растет.
Во-вторых, чувствую настоятельную необходимость поднять некоторые темы, которые могут быть полезны для этого роста. Мои скромные знания и опыт сами по себе не слишком много значат, но мне выпало счастье находиться в весьма благотворных, льготных, можно сказать, условиях для масонского обучения и было бы нечестным с моей стороны не предоставить помощь российским сестрам, если она кому-то из них потребуется.
Вопрос, который явно обозначился сейчас в этом контексте, есть вопрос о масонской этике и способах передачи ее специфических форм. Такую частную тему было бы правильно обсуждать в закрытой части, и, наверное, мы так и сделаем.
То же самое касается вопросов масонского обучения и устной передачи традиции.
Прямо напротив, история развития масонства должна рассматриваться в открытой части, доступной всем.
В России сложилась несколько усеченная практика трактования истории масонства. На форуме ВЛР, по вполне понятным причинам, точкой отсчета служит 1717 год, от которого разматывается история регулярного масонства.
На форуме ОВЛР были очень интересные топики, связанные со строительством первого и второго Храмов, средневековой алхимии и пред-андерсоновского спекулятивного масонства, но остается масса открытых вопросов.
Было бы серьезной ошибкой уделять больше внимания развитию женских лож и практике женского масонства (термин не вполне корректный) в мире, чем самой истории масонства, понятой в ее широком смысле.
Думаю, что правильно было бы рассмотреть вопрос о трактовке масонства, как западной традиции – что совершенно принципиально для понимания ее истории - и центрального момента этой трактовки, вопроса о достоинстве Человека. Большая буква здесь указывает на то, что человек рассматривается не только и не столько как отдельный индивидуум, но и как представитель всего человеческого рода в целом.
Скажем, трактат Пико дела Мирандолы (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пико_делла_Мирандола,_Джованни) «Речь о достоинстве Человека» имел необыкновенное значение для всего позднейшего развития тех ценностей, которые сейчас связываются и с масонской этикой и с гуманизмом в целом.
В русскоязычном интернете больше и чаще говорится о трансденденции в надчеловеческое, вплоть до вульгарного эзотеризма и совершенно сторонней масонству мистики (об этом отдельно), чем о этике, составляющей суть и ядро масонства как инициатической практики.
Прошу высказываться, дорогие друзья.