93
Помещаю небольшой отрывок из моей лекции, прочитанной в нашем Колледже Телема-93.
Надеюсь, кому-то она покажется любопытной. Ну а те, кому она любопытной не покажется, будут не слишком огорчены этим моим постом
Тема моей сегодняшней лекции в Колледже Телема-93 – магические формулы. Это очень важная тема, возможно, одна из самых важных тем в магии, точнее – в философии магии. Формула – это способ взаимосвязей. Магия исходит из того, что все в нашем мире связано друг с другом, причем взаимосвязи существуют не только в материальном, тварном мире, но и в мире духовном. А материальный и духовный мир находятся в столь же тесных отношениях. В Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста сказано: «то, что находится внизу, подобно находящемуся наверху, и то, что находится вверху, подобно находящемуся внизу, ради выполнения чуда единства».
Это правило является предпосылкой определения магии, данного Алистером Кроули: «Магия есть Наука и Искусство вызывать Перемены в соответствии с Волей». Правильно воздействуя на элементы Вселенной, находящиеся во взаимосвязи, мы приводим в движение всю Вселенную в целом, и так достигаем тех Перемен и Целей, которые нам желательны. По сути, формула – это «сжатый» ритуал, его внутренний план.
Однако знать магические формулы необходимо не только для успеха ритуала, но и для того, чтобы осознать свое место во Вселенной, постичь свое предназначение в ней, увидеть в ней Бога и соединиться с ним.
Именно для этого и нужны различные магические Формулы, каждая из которых, при ее правильном постижении, дает нам ключ, прежде всего, - к самому себе.
Сегодня я расскажу о Формуле Тетраграмматона, как Формуле объемлющей все сущее, и по определению Кроули, наиболее универсальной из всех. Как следует из ее названия, саму эту Формулу образуют 4 буквы иврита Божественного Имени: YHVH (Йод, Хе, Вау, Хе). Тетраграмматон - это Верховный Владыка четырех стихий, составляющих основу Вселенной. Обычно это имя произносится как Яхве или Иеховах, однако, это условное произношение. Как вы знаете, еврейские слова пишутся без гласных (без огласовок). В древности правильное произношение этого слова представляло собой тайну. Лишь единожды в году его мог произносить иудейский первосвященник, - во время празднества, находясь в Храме. После разрушения Храма традиция прервалась, гласные забылись, и мы уже никогда не сможем узнать, как именно, в точности, звучало это имя. Скорее всего, его не знают и сами иудеи.
Итак, у нас от Божественного имени остались лишь 4 согласные. Первая буква в этом имени – Йод, согласно традиции – она символизирует «самопорожденного» Великого Отца. Он соединяется с равновеликой Ему Матерью, которую символизирует буква Хе. В Телеме буква Йод является отражением Хадит, буква Хе – Нуит, а их союз – означает Божественный Брак (Иерогамию), порождающий проявленную Вселенную, которую символизируют Божественный Близнецы – Брат и Сестра, обозначаемые буквами Вау и Хе (конечная).
Великий Отец Хадит, изображенный на Стеле Откровения в виде крылатого огненного шара, символизирует вечную энергию и способность к Движению. Великая Мать Нуит – неподвижная богиня звездного пространства, олицетворяющая безграничные возможности, бескрайнее море, в котором содержится все. От их брачного союза рождается ребенок Гор, которого мы называем особым именем — Херу-ра-ха. Он существует в двойственной форме: его активная форма («мужская»), направленная вовне, — это Ра-гор-хут (чьим Посланником выступал Айвасс, даровавший Кроули Книгу Закона), а пассивная (женская) форма, форма Божественного ребенка, направленная внутрь, - это Гор-па-крат (Бог молчания).
На каббалистическом Древе Жизни Йод - это Сфира Хокма, Божественный импульс, приводящий в движение мощный поток Воли, который символизирует буква Хе (Сфира Бина). Божественные Близнецы – Сын и Дочь – это Сфирот Тифарет и Малхут. И если первый Божественный Брак происходит, так сказать, в «горнем мире», над Бездной, то есть, в мире, неподвластном нашему постижению, то его отражение, - союз Сына и Дочери, - творится уже почти что в нашем мире и потому имеет к нам самое непосредственное отношение.
Говоря упрощенно (а когда мы говорим о Божественных Вещах, то всегда упрощаем, в противном случае их понимание нам недоступно), Малхут - наша Душа, Тифарет же – Бог. Точнее отражение Бога, еще точнее – тот Бог, которого может постичь человек своим умом. Например, для христиан постигаемый и понятный Бог – это сын Бога Христос. В первом послании к коринфянам апостол Павел пишет: «я рассудил быть незнающим ничего кроме Иисуса Христа». Как поясняет Кроули: «Сын — это истолкование Отца в понятиях, доступных разуму».
Бог-Тифарет входит в нашу девственную Душу и оплодотворяет ее (Девственность души означает отсутствие в ней знания о Божественном, связи с Богом. Вспомним, что слово «познал» в библейской терминологии имеет как сексуальный, так и интеллектуальный смысл). Кстати, лишение девственности также можно трактовать в двух противоположных смыслах: очищение то есть союз с сакральным, союз с Богом и осквернение, то есть, лишение своего природного изначального состояния. Именно поэтому, например, в своей работе «Видение и голос» Кроули, например, говорит о Боге-Отце: «он породил девственницу (в нашем контексте – душу), ту, что осквернил ныне».
Позволю себе немного отвлечься и задаться вопросом, который, полагаю, интересует очень многих исследователей и последователей Телемы: зачем же наш Пророк так часто использовал слова и имена, которые вызывали и вызывают вполне определенные негативные ассоциации у большинства людей?
Думаю, тому есть много причин. Но, кажется, главное - это желание помочь человеку вырваться из привычного ему замкнутого круга профанного мышления. И для этого соединялись несоединимые противоположности – сакральное и профанное. Впрочем, конечно, здесь Кроули не был первооткрывателем. Вспомним традицию дзен (чань) буддизма, один из величайших учителей которой Юнь-мэнь, на вопрос некоего монаха "Кто такой Будда?" ответил: "Палочка с присохшим дерьмом". Другой патриарх дзен-буддизма Линь-цзи, называл Будду "дырой в отхожем месте", а религиозную медитацию – "занятием для упрямых дураков".
(Признаться, я никогда не слышал, чтобы на основании этих высказываний последователей дзен-буддизма обвиняли, например, в копрофилии. А вот с телемитами, подобные истории случаются, увы, достаточно часто).
Необходимо понять, что когда Кроули писал об Отце, оскверняющем девственницу-дочь, он всего лишь пытался заставить наш мозг работать. Конечно, пафосная фраза о «Боге, входящем в душу» (абсолютно синонимичная фразе Кроули) гораздо более благозвучна и вызывает меньше протестов. Вот только встряхнет ли она нашу душу, заставит ли она наш мозг работать? Впрочем, я не берусь утверждать, что попытки встряхнуть людей и заставить их думать Кроули делал с кротостью и грациозностью лани. Проблема в том, что мы часто забываем о субъективности нашего восприятия. И то, что одному человеку может показаться нелепой, но веселой шуткой, у другого может вызвать ужас.
К слову сказать, подобные парадоксальные определения Божественному давались не только на Востоке, но и на Западе. Вспомним знаменитый гностический гимн, обнаруженный в Наг-Хаммади. В нем говорится:
«Я — блудница и святая
Я — жена и дева
Я — мать и дочь (...)
И это я родила моего мужа
Я — мать моего отца
Я — сестра моего мужа».
Поверьте, это вовсе не описание недозволенных сексуальных практик!)
Что это как ни буква «Хе» в Формуле Тетраграмматона? Великая Мать, порождающая все, и Девственная Дочь, которая теряя свою девственность в соединении с Богом, восходит на Трон Матери, - и тем самым продолжаетя цикл мироздания.
Входя в нашу душу, Бог расширяет сознание и поднимает его на более высокий уровень, оставляя внизу все профанное, все «слишком человеческое». В Телеме это называется постижением своей Истинной Воли, Собеседованием со своим Святым Ангелом-Хранителем. Именно тогда наша душа получает возможность пересечь Бездну, отделяющую человеческий мир от мира Божественного.
Выражаясь сказочным языком, Прекрасный Принц своим поцелуем пробуждает Спящую Красавицу и увозит ее в свои прекрасные чертоги. Говоря каббалистическим языком, Сын спасает Дочь, делает ее своей невестой, чтобы в итоге она воссела на престол своей Божественной Матери (Сфиры Бина). Как сказано в Четвертом Этире Видения и Голоса Алистера Кроули: «И Малкут будет возвышена и воссядет на Трон Бины. И это камень философов, который наложен точно печать, на гробницу Тетраграмматона».
Формула Тетраграмматона действительно универсальна. Давайте рассмотрим это на нескольких примерах. Начнем с Гностической мессы.
Месса служится Гностической Католической Церковью Жизни (Йод – Порождающий Отец), Любви (Хе – Великая Порождающая Мать, соединяющаяся с Отцом), Света (Вау) и Свободы (Хе-Конечное). Свет (в смысле Просветленность, Истина) и Свобода (в реализации своей Истинной Воли). Хочу пояснить название, что название нашей Церкви также связано с Формулой Тетраграмматона. Слово «Католическая» означает Всеобщая (или Всеохватная). Разумеется, это название не следует понимать так, будто наша Церковь имеет отделения повсюду в мире. Смысл названия совсем в другом. Наша Церковь «Всеобщая» так как вся ее работа ведется на основе Формулы Тетраграмматона, объемлющей все сущее.
Как же соответствует Формула Тетраграмматона Гностической Мессе? Тому существует несколько объяснений. И все они правильны, это не альтернативы. Просто Формула Тетраграмматона отражается в Гностической мессе многократно.
Итак, основные служители Мессы – это Жрец и Жрица. Жрица это Божественная девственная Дочь (Хе-конечное), которая вступает в союз с Божественным Сыном (Жрец - Вау). Именно он возводит ее на Престол\Алтарь (символизирующей Бину). Воссев на Алтарь, Жреца становится уже Божественной Матерью (Хе), а Жрец, находящейся с ней в союзе – Божественным Отцом, то есть буквой Йод.
Есть и другое возможное объяснение, когда Жрец и Жрица представляют собой первые две буквы Тетраграмматона (Йод-Отца и Хе-Мать), Дьякон, руководящей паствой – это Божественный Сын (Вау), а сама паства – это Божественная Дочь (Хе-конечное, Душа), которая восходит к Алтарю (Бине), там получает причастие из рук Великой Матери-Жрицы, символически соединяясь с ней в Божественном экстазе.
Формула Тетраграмматона тесно связана и с Таро. Как писал Кроули, именно в Таро скрыты все тайны Тетраграмматона, посредством карт, которые провозглашают их. Не буду слишком углублять в эту тему, но просто скажу, что 4 масти карт Таро соответствуют 4 буквам имени Тетраграмматона.
Формула Тетраграмматона связана и с Каббалой. Достаточно вспомнить, что в соответствии с четырехчастной формулой Тетраграмматона все мироздание разделено на 4 каббалистических мира (Ацилут, Бриа, Иецира, Асиа), а сумма первых четырех цифр 1+2+3+4=10. Таким образом, Формула Тетраграмматона включает в себя также и 10 Сфирот Древа Жизни, также как и карты Таро, описывающие весь проявленный и непроявленный мир.
Очень важно помнить, что основополагающая формула мироздания (Формула Тетраграмматона) эта формула Любви. Именно поэтому мы говорим: «Любовь есть Закон», подразумевая под законом Закон Вселенной. Все прочие законы Природы – служители этого главного Закона, Закона Любви. Сила притяжения, химическое сродство, разность электрических потенциалов и так далее — все это лишь проявления общего закона, лишь многочисленные подтверждения единой тенденции, наблюдаемые в различных сферах.
Формула Тетраграмматона двойственна. И эта ее двойственность поддерживает существование Вселенной. Исчезновение Отца и Матери в точности компенсируется возникновением Сына и Дочери. Таким образом, это своего рода вечный двигатель (вспомните Данте: «любовь, что движет небо и светила»), беспрерывно порождающий блаженство на каждой из фаз своего цикла.
93 93/93
Отредактировано Марсий (Понедельник, 23 ноября, 2009г. 01:45:24)