Из книги Ф.К. Хиггинса "Начала Масонства".
Покровители Масонства
Нет более интересных аллюзий в наших масонских ритуалах, чем упоминания в качестве покровителей Ложи двух Святых Иоаннов.
Множество указаний в масонской традиции на этих почитаемых покровителей, безусловно, требуют более четкого объяснения, чем то, которое мы можем получить из ритуала или наставления. Поэтому уместным здесь будет сосредоточить наши умы на следующих вопросах: употребление этих имен в масонской традиции, их происхождение, их связь с масонским символизмом, когда два Святых Иоанна представлены двумя параллельными линиями, находящимися с двух сторон от точки внутри круга, и, наконец, происхождение этого символизма из предшествующих ему форм, если таковые могут быть обнаружены.
Оставив разбор деталей специалистам, мы рассмотрим великую подмену, произведенную ранней церковью, когда почитаемые языческие обряды и церемонии были приспособлены к новому порядку.
Когда Античные Мистерии были взяты под попечительство римской иерархией, это привело к их сохранению в их нынешнем виде в масонской традиции, и тогда же было, видимо, сочтено целесообразным заменить двух Гермесов на персонажей более соответствующих представлениям новой веры. Таким образом, все упоминания в масонстве двух Святых Иоаннов можно отнести к планете Меркурий , как к символу Тайны.
Древний вавилонский храм имел пирамидальную форму и состоял из семи ступеней или уровней, хотя каждый этот уровень был предназначен для поклонения какой-то планете, этот храм, как и храм в Борсиппе, был посвящен богу Набу, которого отождествляли с утренней и вечерней звездой.
Финикийские храмы, и в особенности знаменитый прототип Храма царя Соломона в Тире, были посвящены двум Гермесам, известными под именами Ваала и Мелькарта или Аполлона и Геркулеса, которые символизировали собой два самых критических момента в году: дни летнего и зимнего солнцестояния.
Две параллельные линии в масонской символике представляют собой ни много, ни мало колонны преддверия Храма, а точка внутри круга является как древней эмблемой солнца и золота, так и символом солнечного света. Кроме того эти линии бывают часто представлены двумя змеями или двумя рыбами, движущимися в противоположных направлениях.
Так как земная ось всегда относительно вертикальна к плоскости эклиптики, и так как каждый год мы совершаем путешествие вокруг солнца, древние воплотили эти наблюдения, установив 12 вертикальных колонн или дольменов вокруг огненного алтаря, символизирующего собой солнце. Это были первые места проведения инициации, где точный момент солнцестояния определялся по теням, которые отбрасывали эти колонны. Но так как храмы становились все более архитектурно сложными и более декоративными, были сохранены только две колонны солнцестояний, посвященные Гермесу. Это возможно произошло, когда знак Девы, «Дневной Дом Меркурия» стал «Великой Матерью Природы» , где-то между 6155 и 3995 гг. до н.э. Когда Земля находилась в этом знаке, Солнце пребывало в оппозиции к знаку Рыб, в котором происходило зимнее солнцестояние.
Любопытно, что имя «Джон» (John) указывает нам на следующие интересные обстоятельства: древним именем Oannes (Ea-Han) ниневитяне называли планету Меркурий, который выпрыгивал из корабля (падал под Солнцем, когда последнее проходило через знак Рыб), и исчезал лишь за тем, чтоб снова воскреснуть и стать учителем людей. В обнаруженных руинах Ниневии повсюду встречаются высеченные великолепные изображения Оаннеса (Oannes)-Рыбака, который традиционно ассоциировался с первым наставником людей в искусствах и науках, и который был известен в Тире, как Дагон (Dag-On) – «рыба, схватившая Солнце», а у евреев, как Jonh (Jonas или Jonah). Древние каждую ночь видели, как Солнце опускается на Западе, далеко за Гибралтарским проливом, меж двух мысов, находящихся по его бокам, и до сих пор эти мысы известны под именем «Геркулесовых столбов».
В каббалистическом значении имя Jonh записывается как Йод, Вау, Хех и литера Нун («рыба»).
У египтян также были две колонны, посвященные Осирису и Исиде, знакам Льва и Девы, у которых был сын Гор (Гермес). Они называли колонну Осириса «Сила», потому что она представляла власть Бога, который есть восставший Геркулес. Колонну Исиды они именовали «Установление», что значит Природа, созданная и поддерживаемая могуществом Бога, и чей муж-сын – умирающее и вновь воскресающее божество.
У евреев знак Исиды, Девы, вдовы Осириса и матери Гора был знаком колена Нафтали, в то время как знак Близнецов относился к колену Леви, из которого произошли два брата: Моисей – воин и законодатель, и первосвященник Аарон. Они представляли собой тот же двойной принцип, что и два Гермеса: духовное и материальное, божественное и тленное.
Таким образом, два святых Иоанна, символизирующих духовное и материальное, были взяты христианами как олицетворение дуального принципа древнего таинства возрождения жизни.