Чтобы понимать, в чем состоит суть масонства, надо хорошо разобраться с некоторыми общеупотребимыми терминами. Беда в том, что от частого употребления слова замыливаются, и если не дать себе труда правильно их понимать, то и использовать их правильно не получится. А неправильное понимание ведет к неправильному действию, как водится.
Важные в общемасонском контексте слова - теизм, эзо- и экзотерика, апофатика, окультизм, мистика, деизм, теургия, гуманизм, герметика, алхимия, традиция и всякие другие хорощо бы взять за правило проверять для начала хотя бы по викепедии; вики не даст полного представления, но это будет лучше, чем ничего. В отличии от символов, описательные термины просто надо знать в лицо и распознавать их, прежде чем говорить о других традициях per se. Некоторые из этих терминов в масонстве ложатся в основу полемики (известная антитеза между деизмом и теизмом), некоторые портятся со временем, но другие в масонском контексте трактуются вполне однозначно.
К таким однозначным идеям относится противопоставление масонской и мистической традиции.
Смысл этого противопоставления сводится к тому, что мистический опыт предполагает схождение Духа на миста, который в этом случае становится открытым, ожидающим, пассивным приемником; мистические практики, таким образом, предполагают настройку своего подсознания на восприятие неоформленного импульса, который приходит откуда-то сверху и оформляется в сугубо личные переживания.
Масонская традиция предполагает, прямо напротив, восхождение к объекту познания, а практика выражается в активной включенности сверхсознания и уход от хаотического аморфного подсознания.
В психологических терминах, масонский свет равен ясности сверхсознания, или сознавания, или осознание, или даже ментальной активности - каждый может использовать свой термин.
В теистическом понимании, осуществляется подъем к высшему, до обожения и возвращения к изначальному свету.
В общем духовном плане происходит активная духовная работа для устранения затемнений (предрассудков, страхов, слабости, неосознанность, etc) для обретения света, который со временем станет подлинной природой масона.
В терминах гуманизма достигается знание и ясное понимание того, как устроен мир и каково место человека в нем; отсюда следует и понимание задач, которые стоят перед человеком.
В терминах гностицизма происходит активный поиск знания устройства мира, в результате которого оформляется и непрестанно уточняется онтологическое и космогоническое здание Универсума, в котором и Бог и Человек находятся в определенных отношениях, проектирующих развитие Человека и его поиск света.
Этот проектирующий вектор особенно важен для понимания масонства, как духовного строительства; впрочем, столь важный нюанс требует отдельной темы и сейчас не будем на него отвлекаться.