D. Falconer “Square and Compasses”

Расположение и форма ложи

Масонская ложа – это Вселенная, это Храм Бога, которому мы посвящаем свое служение

Форма ложи
Основатели современного спекулятивного масонства переняли основные символы от своих
предшественников – оперативных масонов, которые в свою очередь основывали свои ритуалы от
начала времен строительства Храма Соломона в Иерусалиме. Этот Храм стал центром Израиля,
объединяющим представителей множественных культов и разрозненных, часто враждующих
между собой племен, что в политическом и духовном плане помогло царю Соломону установить
мир между израильтянами. Храм и его возведение – были наиболее подходящими моделями для
символических наставлений, которые давались в ложах оперативных вольных каменщиков, и
которые позже были переняты спекулятивными масонами. Джордж Оливер был одним из самых
образованных и выдающихся спекулятивных масонов. Его отец, преподобный Сэмюэл Оливер,
инициировал его в 1801 году в ложе Св. Петра в городе Питерборо в Шотландии. Оливер
подробно изучал и описывал в своих работах церковные аспекты и большинство аспектов
спекулятивного масонства. В своем известном трактате «Откровения Наугольника» (Revelations of
the Square), доктор Оливер дал одно из самых кратких и самых всеобъемлющих из каких-либо
существовавших объяснений относительно основания, цели и символики масонства:
«Общество (масонство) приняло Храм Соломона в качестве своего символа, потому что его
конструкция была великолепна и обладала большей прочностью из каких либо до этого
существовавших строений как в своем основании, так и в надстройке, так что, чтобы ни
изобретали другие сообщества, ни одно из них не может быть более прочным и
организованным, чем Общество Масон.
Здания, которые строят Масоны, это не более чем добродетели или пороки, которые будут
возведены или разрушены, и поэтому только парящие над несовершенством мира небеса
занимают умы Вольных Каменщиков. Храм Соломона означает разум и интеллект».
В первые дни существования оперативного масонства в Европе и Англии, считалось, что для Храма
в Иерусалиме прототипом послужила египетская архитектура, не смотря на все библейские записи
об участии в строительстве финикийцев. Но тот факт, что царь Соломон приобрел обширные
познания о финикийской культуре, потому что считал их необходимыми для проектирования и
строительства своего храма, был, по-видимому, упущен. Это убеждение, что в основу конструкции
был положен некий египетский прототип, сохранялась в течение всего Средневековья и периода
интенсивного строительства соборов. Когда ложи оперативных каменщиков прекратили свое
существование, это убеждение было увековечено в знаниях спекулятивного масонства, которое
появилось в Англии в качестве преемника оперативного масонства. Тем не менее, в ходе
археологических исследований, проведенных в Палестине и Сирии в 30-ых годах ХХ века, было
обнаружено несколько строений, которые обладали сходными с иерусалимским храмом
характеристиками, конструкцией и ориентацией, и у которых, как правило, у входа также
располагались две колонны. Их строительство предшествовало строительству Храма царя
Соломона на срок от 200 до 800 лет. Все эти храмы имели соотношение сторон 3:1 и были
разделены на помещения, позволяя верующим совершить последовательный переход из
профанного внешнего мира в святую святых. Так как в Египте не удалось обнаружить аналогичных
строений, можно сделать вывод о том, что в основе конструкции Храма царя Соломона лежит не
египетский прототип, а финикийские храмы, найденные в Палестине и Сирии.
Предшественницей Храма царя Соломона была «скиния собраний», так называемый табернакль,
служивший переносным вместилищем для Ковчега Завета, который был построен израильтянами
на горе Синай под руководством Моисея за 500 лет до возведения Храма царя Соломона.
Табернакль имел пропорции сторон 3:1 и был 30 локтей в длину, и 10 в ширину. Он был
ориентирован на восток и запад, и имел единственный вход на востоке. Табернакль состоял из
Мишкана (парадного шатра), т.е. десяти полос голубой, пурпурной и червленой ткани,
покрывающих северную, западную и южную стену, и покрывающего парадный шатер, обычного
шатра – Охеля. В западном конце такие же полосы ткани делили Мишкан на две части. Хехал или
Святилище находилось в восточном конце и имело форму двойного куба: 20 локтей в длину, 10
локтей в ширину и 10 локтей в высоту. Давир или Святая Свтяых располагался в западном конце.
Это был совершенный куб со сторонами в 10 локтей.
http://uploads.ru/t/1/G/y/1GybC.jpg
http://uploads.ru/t/i/f/M/ifMz5.jpg
Внутреннее устройство скинии было воспроизведено в Храме царя Соломона, однако размеры
скинии были увеличены в два раза, таким образом, Храм составил в длину 60 локтей, а в ширину –
20. Однако размер Святилища Храма, располагавшегося в его восточной части, отличался от
размеров Святилища скинии, составлявшего двойной куб. Святилище храма представляло собой
двойной квадрат – 40 локтей в длину, и 20 в ширину, однако его высота составляла 30 локтей.
Святая Святых располагалась на западном конце, и имела форму идеального куба со сторонами в
20 локтей, установленного на подиуме в 10 локтей. Это было сделано для того, что высота потолка
храма была равномерной. Святую Святых от Святилища отделяла завеса.
Строительство храма началось на четвертый год правления Соломона, продолжалось не более 7
лет, и было завершено около 950 года до н.э.
Единственный вход в храм находился в восточном конце Святилища, чтобы попасть в него, нужно
было пройти через Улам – Притвор, не имеющий крыши и составляющий 20 локтей в ширину, и
10 локтей вдоль длины стен главного здания. С каждой стороны к Уламу примыкали колонны,
которые также можно было видеть и изнутри храма при взгляде на вход в восточном
направлении. Левая колонна Боаз находилась на северо-восточном углу, а правая колонна Яхин –
на юго-восточном. С северной, западной и южной сторон храм окружало строение высотой в три
этажа, внутри которого находились небольшие комнаты. В комнаты вело два входа со стороны
внешнего двора, а на верхние этажи вела винтовая лестница. Один вход в комнаты располагался
на юго-восточном углу, где размещалась Срединная Палата, а второй вход находился на северо-
восточном углу.
В те времена было обычным явлением использование храмов в качестве государственной
сокровищницы. Иерусалимский Храм не был исключением, до тех пор, пока около 920 года до н.э.
во время правления сына Соломона Ровоама фараон Шешонк не разграбил его. Шешонк был
египетским фараоном ливийского происхождения, в Библии он также упоминался как Шишак. В
945 году до н.э. он основал XXII египетскую династию и царствовал как фараон Шешонк I. После
разграбления Шешонком, у храма была очень сложная история, пока около 720 года до н.э. царь
Езекия вновь отремонтировал, украсил и восстановил его как единственный центр поклонения
Богу. Езекия был одним из самых выдающихся иудейских царей, прославившийся своим
благочестием и активной политической деятельностью. Однако все последующие цари были
идолопоклонниками и оскверняли храм, что привело его в упадок. Ко времени правления царя
Иосии, т.е. около 300 лет после его строительства, храм уже требовал обширных ремонтных работ,
которые должны были финансироваться за счет взносов прихожан. Наконец, в 587 году до н.э. во
время правления царя Иехонии храм вновь был осквернен и разграблен вавилонским царем
Навуходоносором, который увел уцелевших израильтян в плен.

Ориентация Храма

Ориентация Скинии и Храма вдоль оси востока-запада, а также то, что оба строения имели
единственный вход на востоке, подчеркивает тот факт, что с незапамятных времен все
человеческие существа были связаны с востоком – с источником жизни и светом знаний. Это
почитание востока возникло в первобытном обществе, вероятно, из-за мистерий, связанных с
ежедневным восходом солнца после тьмы ночи. Еще в древние времена было известно, что
благодаря солнцу растут растения, семена дают побеги, созревают плоды. Поэтому восход солнца
рассматривался как символ начала нового цикла жизни. Это нашло отражение в почитании
востока в египетских обрядах и других древних мистериях, в которых солнце воспринималось как
проявление Бога. В этих мистериях место, где всходило солнце, почиталось как место рождения
Бога. Многие из ранних христианских церквей, особенно в восточных странах, были
ориентированы с запада на восток и имели вход на востоке, как и Храм царя Соломона. Также
среди ранних христиан был обычай во время общей молитвы обращаться на восток, как объяснял
Святой Августин: «Восток самая почитаемая часть мира, ибо это место света, откуда восходит
солнце во всей своей славе».
В оперативном масонстве символическая ложа была ориентирована по оси восток-запад. Вход в
ложу располагался в восточной части, а мастер сидел на западе. Такое расположение служило
намеком на Храм Соломона в Иерусалиме, который также имел один вход на востоке между двух
колонн. В своих лекциях «Знаки и Символы» доктор Джордж Оливер также подтверждает этот
факт, говоря следующее: «Основной вход в помещение ложи был обращен на восток, потому
что восток – это место как физического, так и нравственного света, и поэтому братья
заходили в ложи через этот вход, служивший символом умственного просвещения».
Несмотря на историю, ориентация христианских церквей была изменена примерно в конце
первого века христианской эры. На протяжении всего великого периода строительства соборов в
Европе и Англии, все христианские церкви и соборы были ориентированы по оси восток-запад, с
входом в западной части, и святилищем с главным алтарем – в восточной части. При таком
расположении перед алтарем верующие во время молитвы обращались лицом на восток. Это
было сделано в соответствии с предписанием Апостольского постановления, в котором
архитекторам указывалось: «Пусть церковь имеет протяженную форму, направленную на Восток».
В крестообразных зданиях церквей трансепт1 также размещался в восточном конце, образуя
таким образом форму латинского креста.
Хотя Апостольские постановления обычно приписываются Святому Клименту, который умер
примерно в 101 году, это предположение, скорее всего, является неверным. Тем не менее, Святой Климент
был одним из апостольских мужей, и являлся вторым или третьим преемником Святого
Петра в качестве предстоятеля Римской церкви.
Хотя спекулятивное масонство с трепетом относится к большинству символического наследия
оставшегося ему от древних израильтян и принятого в ложах оперативных каменщиков, тем не
менее, ложи спекулятивных масон являются обратно противоположными по ориентации ложам
их оперативных коллег. Таким образом, в спекулятивных ложах вход находится на западе, а
мастер заседает на востоке. Точно неизвестно, когда произошла смена ориентации лож, но
вероятно это было сделано в знак уважения к религиозной практике, сложившейся в Европе и
Англии во время формирования современного спекулятивного масонства. Вполне вероятно, что
первые спекулятивные масоны Англии, использующие для ориентации лож церковную практику,
не были оперативными каменщиками, и поэтому не были знакомы с расположением
оперативных лож. Большинство первых создателей ритуалов умозрительного масонства были
хорошо знакомы с каббалистическими учениями, которые также могли оказать влияние. Так, одна
из крупных каббалистических школ, игнорируя ориентацию Скинии и Храма, утверждает, что: «Его
Величие (Majesty)…. восседал на троне на востоке, подобно олицетворению самого Бога».
Каковы бы ни были причины этих изменений, смена ориентации ложи приводит к путанице,
касающейся положения колонн у входа в Храм, а также из-за этого меняется символическое
направление винтовой лестницы, посредством которой достигается Срединная Палата.
Срединная Палата была одной из комнат окружающих Храм, но она не была частью самого Храма,
как это обычно изображается на табеле второй степени.
В системе спекулятивного масонства Уильяма Престона, которая была широко распространена за
пятьдесят лет до формирования Объединенной Великой Ложи Англии в 1813 году, в «поисках
того, что было утеряно» возобновлялся последовательный переход от ориентации лож с запада на
восток к ориентации лож, принятой в оперативном масонстве.

Куб и Двойной Куб

В древние времена каменные алтари обычно были кубической формы, и кубический камень часто
ассоциировался с различными языческими божествами. Греческий географ и историк Павсаний из
Магнезии, вероятно родившийся в Лидии, считался одним из основателей археологии, и
упоминался также как один из самых крупных собирателей древностей времен Римской империи.
Примерно в 170 году н.э. он написал «Странствия по Элладе». В этом труде содержится,
полученная Павсанием во время его путешествий, бесценная информация о жителях Греции, их
верованиях, обычаях и истории. Павсаний отмечает, что куб являлся символом Меркурия, потому
что его форма наиболее соответствовала представлению об истине. Он также говорит, что
Аполлону – богу музыки, поэзии, стрельбы из лука, пророчеств и искусства исцеления,
поклонялись, представляя его в качестве кубического камня. Павсаний также рассказал в своем
труде о следующем случае: когда в Римской империи с 164 по 180 годы разразилась свирепая
эпидемия чумы, дельфийский оракул сказал, что кубический камень алтаря Аполлона должен
быть удвоен, и когда его удвоили в высоту, болезнь отступила. Интересно заметить, что черный
камень, помещенный в Каабу в Мекке и почитаемый всеми мусульманами, также имеет форму
двойного куба. Пророк Мухаммед утверждал, что этот черный камень был дан Аврааму
архангелом Гавриилом, и, как считается, этот камень обладает множеством чудодейственных
свойств.
Израильские патриархи возводили множество алтарей – Ной после потопа, Авраам в Сихеме,
Вефиле, Хевроне и Мориа, Моисей в Рефидиме после поражения амаликитян. До нас не дошло
никаких сведений об их конструкции, но считается, что жертвенники имели форму двойного куба
и были похожи на Жертвенник Воскурения, который Господь повелел сделать Моисею, что было
описано в книге Исхода 30:1-3, а затем и в Законе Моисея: «И сделай жертвенник для сжигания
курений из дерева шиттим2. Он должен быть квадратным - в локоть длиной, и в локоть
шириной, а в высоту два локтя…. Обложи его верх чистым золотом и стены его кругом».
Таким образом, Жертвенник Воскурения имел форму двойного куба и использовался в Скинии и в
Храме Царя Соломона в Иерусалиме. Многие жертвенники, найденные в Палестине, также были в
виде двойного куба. Одним из самых древних и наиболее сохранившихся алтарей, был
жертвенник воскурения, найденный возле ханаанского города Хацор, который датировался
четырнадцатым веком до н.э.. Он был выполнен из базальта и имел в качестве символа бога
солнца резное колесо с четырьмя спицами и центральным выступом. Другой обнаруженный
вблизи Мегиддо жертвенник воскурений, был сделан из известняка и датировался 10 веком до
н.э.. Его украшала по середине высоты декоративная золотая полоса и четыре декоративных рога
на верхних углах.

Форма ложи

Оперативные масоны посвящали свои жизни строительству земных или материальных храмов для
служения Богу. В каждой из степеней, присеваемых в ложах оперативных каменщиков, кандидат
представлялся в виде одного из камней, используемых при строительстве Храма царя Соломона,
и ритуал символически изображал формирование, выравнивание и укладку этого камня.
Кандидату сообщалось, что он живой камень. Ритуал служил приуготавливлением кандидата в
качестве камня для храма земного. Это выражалось в нравственном и духовном приуготовлении,
через которое кандидат должен был пройти, чтобы стать живым камнем в храме небесном.
Современные спекулятивные масоны также руководствуются трудами своих оперативных
предшественников, возводя в своих сердцах духовные храмы, достойные стать домом Бога,
который есть всемогущий, всеведущий, вездесущий Творец правды, чистоты и добра.
Всем современным масонам хорошо знакома прямоугольная форма помещения ложи. В прежние
времена прямоугольник назывался удлиненным квадратом, который мог быть любой
продолговатым телом с квадратными или точнее с прямоугольными углами. У оперативных
масонов символическая ложа имела форму удлиненного квадрата с соотношением сторон 3:1.
Она называлась квадратом храма, намекая, таким образом, на храм в Иерусалиме. Пропорция 3:1
часто также использовалась при строительстве соборов. Тем не менее, такое соотношение сторон
не было сохранено в современном спекулятивном масонстве, в котором символическая ложа
имеет форму удлиненного квадрата с пропорциями 2:1, это называется двойной квадрат. Такое
соотношение сторон, возможно, было принято, потому что в качестве символической формы
спекулятивной ложи был выбран двойной куб.
Двойной квадрат, как правило, представлен в современных спекулятивных ложах мозаичным
покрытием, выложенным черно-белыми квадратными плитками в центре пола помещения. Это
мозаичное покрытие своей длинной стороной обращено вдоль оси востока-запада, а короткой –
вдоль оси север-юг. Края этого мозаичного прямоугольника обычно обрамляют треугольные
черно-белые плитки.
Хотя ложи обычно собирались в зданиях, имеющих прямоугольную форму, однако все же не все
символические ложи были такой формы. Иногда оперативные ложи, особенно в Средние века
имели форму квадрата или даже круга. Некоторые спекулятивные ложи Шотландии, а также
континентальной Европы, иногда принимали треугольную форму, и некоторые из них
продолжают это делать до сих пор. Также отдельные спекулятивные ложи в начале 18 века имели
на западе три символических ступени, на которых особым способом преклоняли колена Ученик,
Подмастерье и Мастер. Большинство современных спекулятивных лож имеют три символических
ступени на востоке, отделяющие возвышение мастера от основного пола ложи.
В первые дни спекулятивного масонства, ложи обычно занимали временные помещения, и
поэтому было принято чертить символическую форму ложи линиями на полу. Мел, уголь и глина
наиболее часто использовались для этой цели с тем, чтоб по окончании собрания разметку можно
было бы легко стереть. В 1766 году было отмечено, что для нанесения разметки применялась
смесь из мела, угля и медного купороса (stone-blue), и что в некоторых ложах для придания
привлекательного внешнего вида при ярком освещении использовались смеси из порошковых
смол и блестящего песка. Однако вскоре, когда у лож появились свои постоянные помещения,
нанесение на пол разметки уступило место использованию сворачиваемого холста (таписа или
карпета), который в свою очередь был заменен на мозаичное покрытие и чертежные доски
(табели). Мел, уголь и глина, естественно, также приобрели свой символический смысл, и поэтому
они были включены в древние катехизисы. В своих лекциях «Знаки и Символы» Джордж Оливер,
так же упоминал об этих трех материалах:
«…. Это были самые достойные символы свободы, пылкости и рвения. Ничто не является более
свободным в использовании, чем мел, чьи прикосновения хоть и легки, но оставляют след
позади себя. Ничто не является более пылким, чем уголь, и когда он излучает свет, никакой
металл не сможет противостоять его силе. Нет ничего более ревностного, чем глина,
жаждущая раскрыть свои объятья, чтоб принять нас, когда все наши друзья покинут нас».

Символизм ложи

Спекулятивные ритуалисты несомненно представляли масонскую ложу в виде Вселенной, которая
есть храм Бога. Это подтверждается фразой, включенной в изъяснения к табелю первой степени,
которая отражает слова Бога, записанные в книге пророка Исаии (66:1):
«небо--престол Мой, а земля--подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где
место покоя Моего?»
Подобное описание небес, как Божьей обители и нашего конечно места упокоения, приведено в
египетской Книге Мертвых, которая была записана иероглифами в пирамиде фараона Пиопи I по
крайней мере за пятнадцать веков до Исаии, т.е. около 2300 году до н.э.:
«Ты отворил врата неба, ты открыл двери в высоты небес. Ты увидел Ра, смотрящего на
тебя. Он взял руку твою. Он провел тебя через два края небес. Он постановил тебя на трон
Осириса».
Изъяснение к табелю первой степени описывает форму ложи, как двойной куб, длиной с востока
на запад, с шириной с севера на юг, с глубиной от поверхности Земли до ее центра и с высотой
лежащей выше небес. Но на самом деле это не описание двойного куба, а описание куба
совершенного, для представления которого более всего подходит форма Святая Святых Скинии и
Храма, символизирующая правду и безупречность. Куб является одним из древнейших символов
истины и совершенства. Совершенный куб это также образец идеально обтесанного камня,
согласно примеру которого каменщик должен из грубого камня вытесать своими руками форму с
точной квадратурой и идеальной полировкой для того, чтоб продемонстрировать свои умения и
доказать свою достойность звания мастера масона. Работа над совершенным камнем
символизирует трансформацию невежественного и грубого разума, достигаемую при помощи
дисциплины и образования, с тем, чтоб получить живой камень морально и духовно подходящий
для включения его в храм небесный. Мы можем только предполагать, почему ранние
спекулятивные ритуалисты описывали масонскую ложу в виде двойного куба: либо это было
связано с формой Святилища Скинии, либо это было связанно с формой жертвенника воскурений,
с его объединенным символизмом куба и благовоний. Благовония являются символом очищения
души, а куб, в свою очередь, является символом совершенства, таким образом, мы в совокупности
получаем состояние очищения и совершенства, которое необходимо достигнуть, чтобы быть
принятым в храме Господнем.

D. Falconer “Square and Compasses”