Sty написал(а):Вполне естественные результаты: сначала долго убеждать человека, что "правильно и эффективно" - это в рамках подобных стратегий и моделей поведения, а потом этих же людей "проверить" на компьютере и радостно подвести итог - "да это и вправду самая лучшая стратегия!"
Это смотря какие выводы из этого делать...
В боевых искусствах изучается даосская пословица, которая говорит, что:
• Отвечать добром на добро — даёт добро
• Отвечать злом на зло — даёт добро
• Отвечать злом на добро — даёт зло
• Отвечать добром на зло — даёт зло
Второе и четвёртое утверждения кажутся спорными, особенно с позиций христианства, но дилемма заключённого объясняет их. В древнем Китае «добро» и «зло» считались непреложными истинами (например, их нельзя поменять местами), таким образом, эту пословицу можно прочитать ещё и как «плюс на минус даёт минус». Есть усиленный вариант этой пословицы, где в двух последних строках получается «двойное зло».
Американский профессор политологии Роберт Аксельрод в своей книге «The Evolution of Cooperation» («Эволюция сотрудничества», 1984) приводит результаты турнира по игре в повторяющуюся дилемму заключенного среди программ. Турнир был организован следующим образом. Экспертам в области теории игр было предложено заявить на турнир различные стратегии игры в N-периодную дилемму заключенного. Затем среди поданных программ был организован круговой турнир — каждая программа сыграла с каждой по одному разу. Лучший итоговый результат показала самая короткая из всех заявленных программ, она состояла всего из четырех строчек и реализовывала стратегию «Tit for Tat» («Око за око»). Стоит отметить автора лучшей стратегии — Tit for Tat («ТО ЗА ТО», близкие по смыслу русские эквиваленты – «око за око, зуб за зуб», «что посеешь, то пожнешь», «ты – мне, я – тебе»). «Око за око» была предложена американским математиком и психологом Анатолием Борисовичем Рапопортом.
Свойства этой стратегии почти так же просты, как и сама стратегия. Если какая-либо программа демонстрирует тенденцию к сотрудничеству, ТО ЗА ТО немедленно завязывает дружбу, и оба пожинают плоды кооперации; если же программа проявляет склонность к обману, ТО ЗА ТО сокращает потери благодаря тому, что воздерживается от кооперации до тех пор, пока программа не исправится, и тем избегает дорогой платы за наивность.
Таким образом, ТО ЗА ТО никогда не становится жертвой повторно, в отличие от неразборчивых в стремлении к кооперации программ. В то же время, ТО ЗА ТО избегает судьбы неразборчивых антикооперационных программ, пытающихся эксплуатировать дружественные к ним программы и оказывающихся в итоге связанными дорогостоящими цепями взаимного предательства с программами, которые желают кооперации лишь на основе взаимности.
ТО ЗА ТО обычно без сомнений отказывается от больших одномоментных выгод, которые могут быть получены путем эксплуатации. Стратегии же, нацеленные на эксплуатацию посредством постоянного или периодического «неожиданного» мошенничества, по мере того, как длится игра, постепенно пролетают. Эти программы лишаются добрых по отношению к ним партнеров, поэтому, исчерпав в итоге большие выгоды «разовой» эксплуатации, лишаются более скромных, но «бесконечных» выгод взаимного сотрудничества.
«Откровенно честная» ТО ЗА ТО оказалась, в конце концов, вполне самодостаточной, обойдя “неожиданно подлые”, “настойчиво милые”, равно как и “разнообразные умные» программы, чьи изощренные правила сделали их труднопонимаемыми для других. Вот почему принцип «поступай с другими так, как они поступали с тобой» – работает.
http://www.effman.ru/159
Анализируя стратегии, набравшие лучшие результаты, Аксельрод назвал несколько условий, необходимых, чтобы стратегия получила высокий результат:
Добрая
Важнейшее условие — стратегия должна быть «доброй», то есть не предавать, пока этого не сделает оппонент. Почти все стратегии-лидеры были добрыми. Поэтому чисто эгоистичная стратегия по чисто эгоистическим причинам не будет первой «бить» соперника.
Мстительная
Успешная стратегия не должна быть слепым оптимистом. Она должна всегда мстить. Пример немстительной стратегии — всегда сотрудничать. Это очень плохой выбор, поскольку «подлые» стратегии воспользуются этим.
Прощающая
Другое важное качество успешных стратегий — уметь прощать. Отомстив, они должны вернуться к сотрудничеству, если оппонент не продолжает предавать. Это предотвращает бесконечное мщение друг другу и максимизирует выигрыш.
Не завистливая
Последнее качество — не быть завистливым, то есть не пытаться набрать больше очков, чем оппонент.
Таким образом, Аксельрод пришёл к утопично звучащему выводу, что эгоистичные индивиды во имя их же эгоистического блага будут стремиться быть добрыми, прощающими и не завистливыми.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дилемма_заключённого
Хотя стратегия «око за око» считалась самой удачной простой стратегией, команда Университета Саутгемптона из Англии (под руководством профессора Николаса Дженнингса) представила новую стратегию на 20-ю годовщину Чемпионата по ПДЗ. Эта стратегия оказалась более успешной, чем «око за око». Она основывалась на взаимодействии между программами, чтобы получить максимальный счёт для одной из них.
Университет выставил на чемпионат 60 программ, которые распознавали друг друга по ряду действий на первых 5-10 ходах. Узнав другую, одна программа всегда сотрудничала, а другая предавала, что давало максимум очков предателю. Если программа понимала, что оппонент — не саутгемптонский, она дальше всё время предавала его, чтобы минимизировать результат соперника. В результате эта стратегия заняла первые три места в соревновании, как и несколько мест подряд ниже.
Хотя эта эволюционно стабильная стратегия оказалась более эффективной в соревновании, это было достигнуто за счёт того, что в этом конкретном соревновании команда могла участвовать несколькими агентами. Если игрок может контролировать только одного агента, «око за око» оказывается лучшей. Она также соблюдает правило запрета на коммуникации между игроками.
Против науки непопрешь – на этом и строятся всякие «тайные организации», «номенклатура», "мафия" и как не удивительно – конспирология!
«Узнать СВОЕГО – сотрудничать, узнать ЧУЖОГО – ПРЕДАТЬ»!