ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ
«Так, на смену ветхому завету пришел новый, на смену новому — коммунистический, и на смену коммунистическому идет завет супрематический».
(Каземир Малевич)
В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом.
Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». По его собственным словам, он «свел все в нуль».
Малевич с 1915 (1913) до начала 1930-х гг создал несколько вариантов "Черного квадрата». Они отличаются цветом, рисунком, фактурой (см. справку в конце поста).
На «Последней футуристической выставке «0,10»» (декабрь 1915 — январь 1916 гг.) он выставил 39 супрематических работ, названных «красочными массами в четвертом измерении», и среди них «Черный квадрат». Понимая его метафизическое значение, Малевич демонстративно повесил «Черный квадрат» в красном углу, традиционном для русской культуры месте иконы.
Малевич объявил о наступлении «нового живописного реализма» (»супрематизма»). "Супрематизм» (от лат. supremus, «высочайший, или преодолевающий»).
За год-полтора до этого знаменательного события он участвовал вместе со своими друзьями и единомышленниками, в первом всероссийском съезде футуристов — на даче, в красивой северной местности, — и они решили написать оперу «Победа над Солнцем» и там же, на даче, немедля принялись за ее осуществление. Малевич оформлял сцену. Одна из декораций, черно-белая, чем-то напоминающая будущий, еще не родившийся квадрат, служила задником для одного из действий.
Навряд ли найдется произведение искусства, вызвавшее столько споров, столько восторгов и столько ненависти.
Кто утверждает, что «Черный квадрат» величайшее произведение искусства, кто плюется, и называет это величайшим надувательством от искусства.
Вот несколько образцов мнения о «Черном квадрате»:
-----А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели». ------
--------Из статьи корреспондента газеты «Известия» Ольги Кабановой – о выставке «Черного квадрата» Малевича в нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма (13 мая 2003 года):
«Черный прямоугольник, черный крест и черный круг - вид трех классических композиций Малевича, встречающих зрителей, поднявшихся по знаменитому пандусу классического здания Музея Соломона Гуггенхайма, построенного по гениальному проекту Фрэнка Ллойда Райта, ошарашивает даже подготовленного зрителя. Но когда за этими тремя простыми геометрическими фигурами видишь еще и черный квадрат, накатывает просто какой-то ужас. За последние полтора десятилетия Малевича показывали много, и я его видела, но, признаюсь, никогда на его выставках не испытывала такого серьезного чувства. Просто удар мрака какой-то. <…>-----
Этот «Квадрат» обладает каким-то гипнозом. Многие видят в нем множество цветовых оттенков (несмотря на то, что их там нет):
----»Вы это видели? Столько оттенков в цвете. Такие яркие насыщенные тона, просто гипнотизирует зараза! Бедняга, сколько же он над этим квадратом пыхтел? Молодости не жалел! Талант!» ----
А некоторые видят в этом «Квадрате» тфиллин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве (черный куб на черном фоне в форме квадрата и даст нам искомый черный квадрат, но на черном фоне).
Обратим также внимание на надписи под «логотипом» ЛисткаУНОВИСа № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года: «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях. Носите черный квадрат как знак мировой экономии. Чертите в ваших мастерских красный квадрат как знак мировой революции искусств».
Сам Малевич так комментировал свое искусство: (в брошюре «Тайные пороки академиков») «Предупреждаю об опасности — сейчас разум заключил искусство в 4-х стенную коробку измерений, предвидя опасность 5-го и 6-го измерений, я бежал, так как 5-е и 6-е измерение образуют куб, в котором задохнется искусство».
«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.
Справка:
В настоящее время в России находятся четыре „Чёрных квадрата“: в Москве и Санкт-Петербурге, -два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрел у Инкомбанка 2002 году за 1 миллион долларов США (32 миллиона рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот самый первый, а значит, самый важный из существующих вариантов холст с изображением „Черного квадрата“ кисти основателя супрематизма.
Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят «Чёрный крест» и «Чёрный круг».
P.S. Сами напросились, уважаемая Tara Green, теперь не говорите, что я зануда...
Отредактировано hessi-ra (Воскресенье, 26 июля, 2009г. 23:02:39)