Раньше, чем начать раскрывать эту тему, надо отметить две перпендикулярные культурные парадигмы в постижении мира: позитивистскую и герменевтическую.
Спор между позитивизмом и герменевтиками периодически вспыхивает и затухает. В начале века он перешел в область философии, а в пятидесятых годах была проведена компания "спор физиков и лириков"
Вообще, начало его иногда датируют враждой Аристотеля и Птоломея (хотя мне лично кажется что причиной вражды послужил какой-нибудь банальный повод, какого-нибудь ученика не поделили, мб).
Метод исследования Аристотеля предполагает ссылку на нечто известное, принятое как аксиома напр, труды некоего авторитета либо нечто, доступное к измерению и ощупыванию. От этого "реальноматериалистического " источника строится цепь рассуждений, шаг по шагу, по заданным и принятым алгоритмам, опираясь по ходу на такие же "достоверные" подручные средства.
Платон разворачивает свое миропознание из идей, уже наличествующих в нашем сознании с самого рождения. В современной философии это названо "расшифровкой текста", причем весь мир понимается как текст.
Первый метод назван позитивистким (не понимать как жизнеутверждающий!)
Второй - герменевтическим. Герменевтика - термин, пришедший из средневековья и связанный с расшифровкой символов.
Первый метод очень хорош в точных науках, второй - в неточных, то есть гуманитарных. В инициатических орденах именно расшифровка символов и понятий имеет решающее значение. Масонство, вместе с предшествующим гностицизмом и пифагорейством, будучи привязано к цифре и геометрии, также опирается на развитие навыков логического мышления.
Догматизм, присущий одной и другой области, по сути своей разный. Требование строгих доказательств и ссылки на первоисточник, мягко говоря, диктат декартовой логики, абсолютно не пременим на собраниях в ложах, куда люди приходят с совершенно разным устройством психики и миропонимания. Этические догмы, содержащиеся в каждой религии, являются личным делом каждого.
Проблема начинается в претензии на монополию одного или другого способа мышления или этических правил. На определенном уровне, когда эти претензии становятся обязательной нормой, без соблюдения которыой человек изгоняется из сообщества, возникает догматизм, что является абсолютной противоположностью права на самоопределение и отрицанием свобод.
Масонство всегда по своему духу было антидогматично.
Догадываетесь, какие противоречия и вопросы тут возникают?